Многие работодатели – крупные международные компании рассматривают возможность организовать или перейти на формат самостоятельного или дистанционного изучения сотрудниками иностранных языков. С ростом требований к знанию английского языка сотрудников растут и бюджеты на обучение, поэтому часть работодателей принципиально переходят на формат, где присутствие преподавателя в офисе заказчика или в обучении вообще не предусмотрено. Такой подход экономит бюджет при равном количестве студентов и позволяет привлечь к обучению других сотрудников при сохранении уровня расходов.
Несмотря на явные экономические преимущества подобного формата обучения, специалистам, отвечающим за языковые компетенции персонала, не следует забывать про некоторые особенности:
- Чем меньше участия преподавателя в процессе обучения сотрудника, тем меньше часть времени, которую сотрудник выделяет на фонетические навыки. Современные технологии позволяют многое представить в сфере обучения, но качественно оценить уровень произношения сможет только носитель изучаемого языка. В Центре CREF за каждый язык из предлагаемых отвечает соответствующий методист, который проводит все первоначальные устные собеседования со студентами.
- Использование гаджетов и облачных сервисов требует определенного уровня компетенций сотрудников. Большая часть платформ для изучения иностранных языков написаны иностранными производителями и не имеют полноценного интерфейса на русском языке. Те, кто не часто сталкивается со смартфонами, могут испытывать некоторые трудности. Первое время таким сотрудникам требуется техническая поддержка администрации языкового центра. В Центре CREF за каждым корпоративным клиентом закрепляется аккаунт-менеджер, отвечающий за организацию дистанционных и самостоятельных курсов.
- Длительный срок использования платформы. Как правило, языковые центры предлагают подключение лицензии на срок 12 месяцев. В случае если сотрудник досрочно достиг требуемого уровня, уволился, перешел в другое подразделение или юридическое лицо компании, то работодатель уже не может отказаться от использования активированной лицензии и вернуть средства. Корпоративный языковой центр CREF предоставляет платформу, на которой работодатель имеет возможность переназначить сотрудника в течение 12 месяцев до трех раз. Это позволяет существенно сэкономить средства на самостоятельные курсы.
- Отсутствие взаимосвязи между платформой и работой преподавателя. Зачастую платформы eLearning – это независимые от российских языковых центров веб-площадки, не позволяющие интегрировать коммуникативные занятия преподавателя в процесс его внеклассной работы. Такой подход усложняет не только административную работу преподавательского состава (ведется отдельная проверка работы студента на платформе и отдельная работа с отчетностью преподавателя по очным занятиям). С 2014 года CREF предлагает интерфейс, доступ в который есть как у преподавателя, так и у студента (группы студентов), прогресс обучения целиком записывается в аккаунт студента и выгружается преподавателем ежеквартально или по запросу. Благодаря этому заказчик существенно экономит время и, как следствие, бюджет на языковые курсы.
- Индивидуальный подход к обучению. Любые изменения программы обучения студентов, как правило, недоступны. Провайдер по обучению очень зависим от возможностей веб-ресурса, и, как следствие, заказчик сталкивается с тем, что сотрудникам недостаточно интересно проходить обучение строго по фиксированным «страницам» eLearning. Теряется мотивация, теряется общее время нахождения на платформе, а значит, стоимость 1 часа использования становится дороже для работодателя. Благодаря опыту работы с заказчиками, CREF использует целую серию учебных изданий и готов внедрять их совместно с основным учебным пособиям. Это относится как к занятиям с преподавателями, так и к самостоятельному обучению.
Это и многое другое следует учесть заказчикам корпоративных языковых курсов при выборе платформы и дистанционных курсов для персонала.